jlproj.org

volga-triz.ru



19.05.2024, 08:09
JLP: внешний портал

"Воображение важнее, чем знание"
(А. Эйнштейн)
middle
Меню сайта Вы вошли как Гость · Группа: " Гости"
Инструкция по заполнению сайта (ppt) /  Для печати(pdf)
Картотеки


Форма входа




Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Картотеки » Разборы задач к "Урокам творчества"



Цели изучения раздела: формирование навыков решения творческих задач социального характера по алгоритму; развитие навыков оценивания творческих заданий социального характера по совокупности критериев (новизна, оригинальность, идеальность, отношение к решению, гуманность, общественная значимость); определение значения решения социальной задачи поведенческим правилом.

Последовательность этапов решения творческих задач социального характера имеет особенности:
1. Актуализация социальной позиции.
2. Принятие решения о необходимости разрешения ситуации.
3. Выбор стратегии разрешения ситуации.
4. Выбор метода решения.
5. Оценка полученного решения.
6. Рефлексия полученного социального опыта.
7. Формулировка правила социального поведения.

Однажды на летних каникулах при очень странных обстоятельствах познакомились двое детей, живших по соседству – Полли и Дигори. Дигори на каникулы приехал со своей мамой (которая была тяжело больна) к родственникам, а Полли жила в соседнем доме… Случайно дети забрели в комнату дяди Дигори – профессора Эндрью, который решил провести на детях опасный эксперимент: переместить детей в волшебную страну, о которой и сам ничего не знал. Для этого он подарил Полли одно из волшебных желтых колец (конечно не предупредив ее о волшебстве) и, надев его, девочка исчезла. Дигори был возмущен поведением своего дяди и потребовал объяснений. После долгих объяснений с дядей он понял, что возвращение девочки станет возможным, если она наденет зеленое кольцо. Как быть?

Разбор задачи ведется в соответствии с планом решения:


1. Почему дети попали в такую ситуацию? (Почему возникла такая ситуация?)
Они плохо знали расположение комнат и не знали об исследованиях профессора (Находились без присмотра взрослых в незнакомом месте).
2. Какие задачи можно решить в этой ситуации?
Как Дигори спасти Полли? Как заставить профессора вернуть Поли? Куда профессор отправил Полли? и др.
3. Какую задачу будем решать, почему?
Как Дигори спасти Полли, т.к. остальные задачи требуют много времени, более трудоемкие и не гарантируют спасения девочки (Дети часто выбирают задачу о воспитании профессора, тогда требуется дополнительное обоснование выбора задачи).
4. Каким способом?
Алгоритмическим, т.к. разрешение противоречия гарантирует высокий уровень решения задачи, а методы проб и ошибок могут привести к трагическому результату.
5. Почему возникла задача?
Кроме Дигори некому взять ответственность за спасение девочки, родители не поверят в случившееся, профессор решает свои задачи.
6. К какому объекту нужно предъявить противоречивые требования, чтобы решить задачу?
Последовательно обсудить возможность выбора объекта кольца, дядюшка, Дигори, Полли и др. При выборе нескольких объектов, сформулировать несколько противоречий: Дигори должен спасти Поли, т.к. больше некому и не должен, т.к. рискует своей жизнью или У Полли должно быть зеленое кольцо, чтобы вернуться и не должно – т.к. его у нее нет.
7. Как сформулировать ИКР? (Если дети определили два противоречия, то ИКР совмещает положительные значения этих противоречий):
н-р, Дигори не рискуя своей жизнью спасает Полли или Дигори передает Полли зеленое кольцо без риска для жизни.
8. Каким способом разрешили противоречие?
Тут желтое кольцо, там зеленые кольца, сам рискует своей жизнью, а вместе с чем-то (кем-то) – нет и др.
9. Какое решение задачи предлагаете, почему?
Дигори кладет в карманы зеленые кольца (для себя и Полли), а желтое кольцо надевает на руку. Так он окажется там, где Полли и они смогут вместе вернуться. Или собака Поли (если она есть) отправляется за ней, а ей на ошейник закрепить зеленое кольцо и письмо. Тогда она и найдет Поли и смогут вернуться, без риска для жизни Дигори.
10. Оцените полученное решение по критериям «идеальность», «гуманность», «оригинальность» решения: высокий уровень идеальности - Минимальная затратность, максимальный результат; высокий уровень гуманности - Создание условий безопасного существования, высокий уровень оригинальности - Так могу только я.
11. Можно ли считать задачу решенной, если уровень решения по одному из критериев ниже 3 уровня?
Проанализировать решения, особенно обратить внимание на оценку по критерию «гуманность», т.к. социальная задача не может иметь решения по этому критерию ниже 3-го уровня. Если уровень гуманности низкий, а оригинальность высока, то уровень творческого решения будет низким.
12. Полученное решение является оценкой поведения героя произведения. Как бы вы сформулировали правило, которое объясняет его поведение в этой ситуации?
Например, «Где дичь, там и охотник», «Береженого Бог бережет», «Никто не становится хорошим человеком случайно» (Дидро). Уж если по глупости или случайности попал с другом в беду, так спасай и себя и друга, не бойся ответственности, но и зря не рискуй.

«Раз, два, три!» – произнесли дети хором, одновременно дотронувшись каждый до своего зеленого кольца и мгновенно перенеслись домой, в Лондон. Каково же было их удивление, когда они обнаружили необычное «магнитное» свойство кольца – королева, которая держалась за них перенеслась вместе с ними.
Не медля ни минуты, королева Джадис приступила к завоеванию нашего мира. Много опасных приключений пришлось пережить жителям Лондона в этот день. Уже через несколько часов полиция города пыталась схватить королеву, но безуспешно.
Дигори и Полли понимали, что ведьму следует вернуть в тот мир, из которого она пришла и всем сердцем желали этого, но королева была другого мнения. Как быть?
(Решение из книги: "Рассказать королеве о кольцах было бы большой ошибкой – дети это понимали и поэтому использовали «магнитные» свойства кольца. Улучив момент, они ухватились за королеву,  одновременно прикоснулись к своим кольцам и исчезли вместе с ней")

Разбор задачи

1.  В какую ситуацию попали дети? (описываем решение задачи своими словами)
2. Какие задачи можно решить в этой ситуации?
- Как остановить королеву Джадис? Как вернуть королеву в свой мир?
3. Какую задачу будем решать, почему?
Как вернуть королеву в свой мир?
4. Каким способом?
Алгоритмическим.
5. Почему возникла задача?
Дети не знали о свойствах колец и нечаянно "примагнитили" королеву.
- Как дети смогут  вернуть королеву  в свой мир?
- С помощью желтого кольца.
- Значит, чтобы вернуть королеву назад, что должны сделать дети?
- Дети должны надеть желтое кольцо королеве на палец, и не должны уйти с королевой.
- Королева должна уйти в свой мир, и не забрать с собой детей.
- Кольцо должно надеться на палец само.
6. К какому объекту нужно предъявить противоречивые требования, чтобы решить задачу?
(королева, кольцо) - так как задачу решаем от имени детей
а) Если дети наденут королеве кольцо,    то (+) королева переместиться в свой мир
                                                               но (–) сами переместятся с ней в другой мир
   Если дети не наденут королеве кольцо, то (+) останутся в своем мире
                                                                но (–) королева не переместится в свой мир
Королева должна переместиться в свой мир, и дети должны остаться в Лондоне

б)  Кольцо должно привлечь королеву, чтобы она его надела сама, а по факту оно не привлекательно.
в)  Королева должна захотеть надеть кольцо, чтобы ее не было в Лондоне, а по факту кольцо ей не нужно

7. Как сформулировать ИКР?
Кольцо САМО становится привлекательным для королевы.
Королева  САМА хочет надеть кольцо.
8. Каким способом разрешили противоречие?
Само кольцо - непривлекательно, а вместе с чем-то - привлекательно.
9. Какое решение задачи предлагаете, почему?
а)Сделать что-то такое, чтобы королеве понадобилось кольцо. Например, дети предлагали Полли и Дигори как бы нечаянно выронить кольцо рядом с королевой и показать, что они очень боятся, что королева оденет кольцо. Королева вредная, она из вредности кольцо оденет.
б)Можно использовать посредника, например, ручного голубя, который принесет королеве кольцо.
в)Предложение педагогов на семинаре площадки: выдать королеву замуж, кольцо использовать как обручальное. Все зависит от ресурсов :-).
10. Оцените полученное решение по критериям «идеальность», «гуманность», «оригинальность» решения.
Дети высказали сомнение в том, надо ли оценивать решение по критерию гуманности, если дело касается такого персонажа, как злобная королева. Это вызвало дискуссию.
11. Можно ли считать задачу решенной, если уровень решения по одному из критериев ниже 3 уровня?
Решение а) можно считать приемлемым.
12. Полученное решение является оценкой поведения героя произведения. Как бы вы сформулировали правило, которое объясняет его поведение в этой ситуации?
По-взрослому это звучит примерно так: "не знание закона не освобождает от ответственности"
Другое предложение: "Не зная броду, не лезь в воду". Но это, скорее касается причин, по которым возникла проблема, но не предложений по ее решению.
Добавил: Кленова И.В., ред. - Нестеренко А.А. (Alla)

Сайт управляется системой uCoz