jlproj.org

volga-triz.ru



06.05.2024, 09:35
JLP: внешний портал

"Цель формирует характер, характер формирует судьбу"
(Г.С.Альтшуллер)
middle
Меню сайта Вы вошли как Гость · Группа: " Гости"
Инструкция по заполнению сайта (ppt) /  Для печати(pdf)
Картотеки


Форма входа




Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Картотеки




Цели изучения раздела: формирование навыков решения творческих задач социального характера по алгоритму; развитие навыков оценивания творческих заданий социального характера по совокупности критериев (новизна, оригинальность, идеальность, отношение к решению, гуманность, общественная значимость); определение значения решения социальной задачи поведенческим правилом.

Последовательность этапов решения творческих задач социального характера имеет особенности:
1. Актуализация социальной позиции.
2. Принятие решения о необходимости разрешения ситуации.
3. Выбор стратегии разрешения ситуации.
4. Выбор метода решения.
5. Оценка полученного решения.
6. Рефлексия полученного социального опыта.
7. Формулировка правила социального поведения.

1. Для моделирования в процессе решения задачи о Кубике нужен бесцветный (однотонный) кубик (деревянный или картонный), и квадраты цветной бумаги, совпадающие по формату с гранью кубика. Число цветов равно количеству граней: 6. Цветные квадраты выкладываются в виде ряда (порядок цветов не имеет значения).

2. Для моделирования ипользуется материал из предыдущей задачи, но число цветов увеличивается до 7-8.

          Задача1.  Кубик отправился гулять по цветной дорожке и захотел стать таким же разноцветным.

Противоречие: Кубик должен использовать все цвета, потому что не может выбрать, какой лучше. И не может использовать все цвета, потому что цветов много, а кубик один.
Решение - каждая грань - своего цвета.




Задача 2. Кубик снова отправился гулять по цветной дорожке и захотел стать таким же разноцветным.

Противоречие: кубик должен использовать все цвета, потому что не может выбрать, какой лучше. И не может использовать все цвета, потому что цветов много, а кубик один. Применить решение предыдущей задачи не получается - на этот раз цветов больше, чем граней куба.

Решение - сочетание нескольких цветов на одной грани.



Добавил: Корзун А.В. (anna)

Однажды на летних каникулах при очень странных обстоятельствах познакомились двое детей, живших по соседству – Полли и Дигори. Дигори на каникулы приехал со своей мамой (которая была тяжело больна) к родственникам, а Полли жила в соседнем доме… Случайно дети забрели в комнату дяди Дигори – профессора Эндрью, который решил провести на детях опасный эксперимент: переместить детей в волшебную страну, о которой и сам ничего не знал. Для этого он подарил Полли одно из волшебных желтых колец (конечно не предупредив ее о волшебстве) и, надев его, девочка исчезла. Дигори был возмущен поведением своего дяди и потребовал объяснений. После долгих объяснений с дядей он понял, что возвращение девочки станет возможным, если она наденет зеленое кольцо. Как быть?

Разбор задачи ведется в соответствии с планом решения:


1. Почему дети попали в такую ситуацию? (Почему возникла такая ситуация?)
Они плохо знали расположение комнат и не знали об исследованиях профессора (Находились без присмотра взрослых в незнакомом месте).
2. Какие задачи можно решить в этой ситуации?
Как Дигори спасти Полли? Как заставить профессора вернуть Поли? Куда профессор отправил Полли? и др.
3. Какую задачу будем решать, почему?
Как Дигори спасти Полли, т.к. остальные задачи требуют много времени, более трудоемкие и не гарантируют спасения девочки (Дети часто выбирают задачу о воспитании профессора, тогда требуется дополнительное обоснование выбора задачи).
4. Каким способом?
Алгоритмическим, т.к. разрешение противоречия гарантирует высокий уровень решения задачи, а методы проб и ошибок могут привести к трагическому результату.
5. Почему возникла задача?
Кроме Дигори некому взять ответственность за спасение девочки, родители не поверят в случившееся, профессор решает свои задачи.
6. К какому объекту нужно предъявить противоречивые требования, чтобы решить задачу?
Последовательно обсудить возможность выбора объекта кольца, дядюшка, Дигори, Полли и др. При выборе нескольких объектов, сформулировать несколько противоречий: Дигори должен спасти Поли, т.к. больше некому и не должен, т.к. рискует своей жизнью или У Полли должно быть зеленое кольцо, чтобы вернуться и не должно – т.к. его у нее нет.
7. Как сформулировать ИКР? (Если дети определили два противоречия, то ИКР совмещает положительные значения этих противоречий):
н-р, Дигори не рискуя своей жизнью спасает Полли или Дигори передает Полли зеленое кольцо без риска для жизни.
8. Каким способом разрешили противоречие?
Тут желтое кольцо, там зеленые кольца, сам рискует своей жизнью, а вместе с чем-то (кем-то) – нет и др.
9. Какое решение задачи предлагаете, почему?
Дигори кладет в карманы зеленые кольца (для себя и Полли), а желтое кольцо надевает на руку. Так он окажется там, где Полли и они смогут вместе вернуться. Или собака Поли (если она есть) отправляется за ней, а ей на ошейник закрепить зеленое кольцо и письмо. Тогда она и найдет Поли и смогут вернуться, без риска для жизни Дигори.
10. Оцените полученное решение по критериям «идеальность», «гуманность», «оригинальность» решения: высокий уровень идеальности - Минимальная затратность, максимальный результат; высокий уровень гуманности - Создание условий безопасного существования, высокий уровень оригинальности - Так могу только я.
11. Можно ли считать задачу решенной, если уровень решения по одному из критериев ниже 3 уровня?
Проанализировать решения, особенно обратить внимание на оценку по критерию «гуманность», т.к. социальная задача не может иметь решения по этому критерию ниже 3-го уровня. Если уровень гуманности низкий, а оригинальность высока, то уровень творческого решения будет низким.
12. Полученное решение является оценкой поведения героя произведения. Как бы вы сформулировали правило, которое объясняет его поведение в этой ситуации?
Например, «Где дичь, там и охотник», «Береженого Бог бережет», «Никто не становится хорошим человеком случайно» (Дидро). Уж если по глупости или случайности попал с другом в беду, так спасай и себя и друга, не бойся ответственности, но и зря не рискуй.

Перед работой с задачей следует выяснить, понимают ли дети, кто такой гном, полезно поиграть в настольно-печатные игры, в которых надо сложить разрезные картинки или сочетать несколько разных цветов в одном объекте, уточнить представления в рамках понятий "части" и "целое", показать разницу: "половинки", которых всегда 2, и "кусочки", их может быть много.
Однажды гномик Вася отправился кататься на яхте. День был солнечный, Вася оделся в белый атласный костюм, обул белые ботиночки, а на голову надел белую панамку. Проплывая мимо селения, Вася увидал на берегу своих друзей. Но сколько он ни махал им ручками, Васю на фоне белого паруса так и не заметили. В следующий раз Вася решил надеть тёмный костюм, но в этот день погода испортилась, небо заволокли тучи. На их фоне Васю снова не было видно. Сел тогда Вася и задумался: как ему быть?

          Противоречие: костюм должен быть белым, чтоб гном был виден пасмурный день, и должен быть чёрным, чтоб гном стал заметней в солнечный день.

           Решение: сочетание значений признака в пространстве на макроуровне (часть белая, часть чёрная, штаны одного цвета, а рубашка второго). Или на микроуровне: костюм одного цвета, в рисунок на нём второго, белая клатка на чёрном фоне, полоска, накладные карманы или воротник другого цвета, тельняшка...



Задачи для малышей предполагают активное моделирование, в основе которого лежат механизмы наглядно-действенного мышления.

Слон строит мост через речку, которая протекает рядом с домом.
Высокие берега речки моделируются с помощью строительного материала (глубина речки предполагается больше роста слона, чтоб исключить соблазн предложить слону переходить речку в брод). Ресурсы для сооружения моста строго ограничены – 2 узкие дощечки (обязательное условие – общая ширина досок для моста должна быть меньше ширины ног Слона)

Противоречие 1: мост должен быть из узких дощечек, потому что нет других, и не должен быть узким, потому что слон не сможет по нему ходить.

Противоречие 2: мост должен быть под ногами у слона, чтоб он не упал, и не может быть у него под ногами, потому что даже уложенные рядом, дощечки дают ширину меньше, чем ноги слона. Манипуляция с игрушкой и дощечками «подсказывает» решение – раздвинуть дощечки, чтоб они были под ногами у слона. Тем самым мост станет нужной ширины.

Добавил: Корзун А.В. (anna)

Моделирование обеспечивается теми же материалами, что и в задаче "Мост для Слона-1".
Перед работой полезно вспомнить, какую проблему помогали решать слону и как это сделали. Повторить решённые противоречия.

При решении задачи взрослый имитирует сооружением движение парохода.

Дети сами моделируют результаты решения предыдущей задачи. и только после того, как вспомнят уже решённую проблему, предлагается данная задача.







По речке начали плавать пароходы; мост мешает им проплывать.
Моделирование: из конструктора собирается модель парохода (непременно выше моста), проигрывается ситуация – пароход подплыл и не может из-за моста двигаться дальше. На желание убрать мост накладывается ограничение - нельзя.











Противоречие 1: чтобы слон мог ходить мост должен быть над рекой, и чтоб пароход мог проплыть, моста быть не должно.


Противоречие 2: мост нужен, когда идёт слон и не нужен, когда плывёт пароход.

Манипуляция с игрушкой и дощечками «подсказывает» решение – поднимать дощечки в момент проплывания парохода. Иными словами – идея разводного моста. 



Добавил: Корзун А.В. (anna)

«Раз, два, три!» – произнесли дети хором, одновременно дотронувшись каждый до своего зеленого кольца и мгновенно перенеслись домой, в Лондон. Каково же было их удивление, когда они обнаружили необычное «магнитное» свойство кольца – королева, которая держалась за них перенеслась вместе с ними.
Не медля ни минуты, королева Джадис приступила к завоеванию нашего мира. Много опасных приключений пришлось пережить жителям Лондона в этот день. Уже через несколько часов полиция города пыталась схватить королеву, но безуспешно.
Дигори и Полли понимали, что ведьму следует вернуть в тот мир, из которого она пришла и всем сердцем желали этого, но королева была другого мнения. Как быть?
(Решение из книги: "Рассказать королеве о кольцах было бы большой ошибкой – дети это понимали и поэтому использовали «магнитные» свойства кольца. Улучив момент, они ухватились за королеву,  одновременно прикоснулись к своим кольцам и исчезли вместе с ней")

Разбор задачи

1.  В какую ситуацию попали дети? (описываем решение задачи своими словами)
2. Какие задачи можно решить в этой ситуации?
- Как остановить королеву Джадис? Как вернуть королеву в свой мир?
3. Какую задачу будем решать, почему?
Как вернуть королеву в свой мир?
4. Каким способом?
Алгоритмическим.
5. Почему возникла задача?
Дети не знали о свойствах колец и нечаянно "примагнитили" королеву.
- Как дети смогут  вернуть королеву  в свой мир?
- С помощью желтого кольца.
- Значит, чтобы вернуть королеву назад, что должны сделать дети?
- Дети должны надеть желтое кольцо королеве на палец, и не должны уйти с королевой.
- Королева должна уйти в свой мир, и не забрать с собой детей.
- Кольцо должно надеться на палец само.
6. К какому объекту нужно предъявить противоречивые требования, чтобы решить задачу?
(королева, кольцо) - так как задачу решаем от имени детей
а) Если дети наденут королеве кольцо,    то (+) королева переместиться в свой мир
                                                               но (–) сами переместятся с ней в другой мир
   Если дети не наденут королеве кольцо, то (+) останутся в своем мире
                                                                но (–) королева не переместится в свой мир
Королева должна переместиться в свой мир, и дети должны остаться в Лондоне

б)  Кольцо должно привлечь королеву, чтобы она его надела сама, а по факту оно не привлекательно.
в)  Королева должна захотеть надеть кольцо, чтобы ее не было в Лондоне, а по факту кольцо ей не нужно

7. Как сформулировать ИКР?
Кольцо САМО становится привлекательным для королевы.
Королева  САМА хочет надеть кольцо.
8. Каким способом разрешили противоречие?
Само кольцо - непривлекательно, а вместе с чем-то - привлекательно.
9. Какое решение задачи предлагаете, почему?
а)Сделать что-то такое, чтобы королеве понадобилось кольцо. Например, дети предлагали Полли и Дигори как бы нечаянно выронить кольцо рядом с королевой и показать, что они очень боятся, что королева оденет кольцо. Королева вредная, она из вредности кольцо оденет.
б)Можно использовать посредника, например, ручного голубя, который принесет королеве кольцо.
в)Предложение педагогов на семинаре площадки: выдать королеву замуж, кольцо использовать как обручальное. Все зависит от ресурсов :-).
10. Оцените полученное решение по критериям «идеальность», «гуманность», «оригинальность» решения.
Дети высказали сомнение в том, надо ли оценивать решение по критерию гуманности, если дело касается такого персонажа, как злобная королева. Это вызвало дискуссию.
11. Можно ли считать задачу решенной, если уровень решения по одному из критериев ниже 3 уровня?
Решение а) можно считать приемлемым.
12. Полученное решение является оценкой поведения героя произведения. Как бы вы сформулировали правило, которое объясняет его поведение в этой ситуации?
По-взрослому это звучит примерно так: "не знание закона не освобождает от ответственности"
Другое предложение: "Не зная броду, не лезь в воду". Но это, скорее касается причин, по которым возникла проблема, но не предложений по ее решению.
Добавил: Кленова И.В., ред. - Нестеренко А.А. (Alla)

Моделирование ситуации осуществляется теми же средствами, что и в предыдущих задачах про Слона: так же игрушка "Слон" и крупный лего или любой строительный материал.


Слону нужно построить очередной мост для переправы через реку.
На этот раз - длины имеющихся досок
не хватает на ширину реки.
Но посреди реки есть небольшой островок.


Противоречие:
Мост должен быть длинным, равным по длине ширине реки, чтоб соединял оба берега.
Но он не может быть нужной длины, потому что длина ограничена размером имеющихся досок, а  они, доски, короткие.

Решение: разнесение значения признака "длина" в подсистеме: каждая часть (от берега до острова) короткая. А вместе они образуют мост требуемой длины. Речка преодолевается в 2 этапа.

Добавил: Корзун А.В. (anna)

Моделирование осуществляется  с помощью игрушки "слон", строительного материала и картонных или деревянных пластин. Из пластины будем делать пол для дома. Понадобится также 1-2 игрушечные машинки.
 
Слон строит себе дом. Но под строительство ему выделили место у самой дороги - по узкой полоске на обочине.


Противоречие1: если построить дом на узкой полоске земли, соответственно размеру слона, то дом закроет проезд машинам по дороге.

Противоречие2: Дом должен быть широким, потому что Слон толстенький. И дом должен быть узким, потому что места мало.

Решение: разнесение значений признака в пространстве, дом следует поднять на сваях - фундамент будет узким, а комната широкой.


Добавил: Корзун А.В. (anna)

Эту задачу желательно решать после задачи о том, как Слон строил себе дом.
Материалы для моделирования - прежние.

Слон купил себе на обед целую тележку овощей.
И не может вкатить её на крыльцо дома. Уж очень
крутые ступеньки.

Для моделирования решения достаточно построить крылечко.

Противоречие: поверхность входа на крыльцо должна быть ровная, и подниматься от земли до дверей, чтоб по ней свободно вкатывалась тележка. И она не может быть ровной, т.к слону нужны ступени, чтобы подниматься к дверям.


Решение: из двух досок сооружается наклонный пандус. Для удобства можно доски положить с интервалом, по которому можно идти по ступеням за тележкой.




Добавил: Корзун А.В. (anna)

Постановку  исследовательской задачи лучше проводить после предварительного рассматривания картинок со сказочными избушками, сравнения реальных строений. Особое внимание обратить на то, что в большинстве случаев здания, воздвигнутые людьми, имеют покатые крыши в 2 или 4 ската.
Исследовательская задача может быть решена переформулированием её в изобретательскую.Т.е. придание условию такой формы, в которой спрашивается не "почему?", а " Как сделать, чтобы".

Полезно поиграть в настолько-печатную игру "Чей домик"(подбор картинок в соотношении: "животное - жилище". Выделить в конце игры в отдельную группу картинки с теми сооружениями, которые человек сделал для представителей животного мира (скворечник, улей, собачья конура...) Обратить внимание на внешний вид этих сооружений, на общий признак - они все напоминают традиционную избушку.
Поставить вопрос - почему человек делает для животных домики как себе? Почему люди делают крыши куполообразные или 2-4-скатные?

Материал для моделирования: крупный Лего или строительный материал средних размеров, лист картона (для крыши), картон следует предварительно согнуть попалам.

Порядок работы:
 1. Беседа перед постановкой задачи.
*.
Зачем в домиках крыша?
*.Что случится, если зимой будет сильный снегопад?А в проливной дождь осенью?
2. Моделирование - сооружение стен импровизированного дома, плоской крыши из листа картона. Моделирование последствий сильного снегопада (можно просто положить ладошки в центр крыши).
*Что можно сделать, чтоб крыша не провалилась?
3. Постановка проблемы:
чтобы крыша не провалилась под тяжестью снега, её надо от снега чистить. Но всё время лазить на крышу нельзя, это опасно.



Противоречие: Если каждый день лазить на крышу, чтобы очистить её от снега, то(+) крыша не провалится, но (-) можно сорваться и разбиться. Если  на крышу не лазить, то (+) не сорвёшься, но (-) снег будет накапливаться, и крыша может провалиться.

ИКР: снег
САМ сползает с крыши.

Решение: чтобы снег сам сползал, надо, чтобы крыша по форме напоминала горку.





Задача решается в то время, когда появляется возможность рассмотреть как цветущие, так и отцветающие одуванчики (Конец мая - июнь).

Предварительно полезно рассмотреть цветущие и отцветающие одуванчики на газоне, пронаблюдать процесс "самопосеяния" от дуновения ветра, разучить стихотворение Е. Серовой "Одуванчик".

 В отличие от предыдущих задач данной картотеки здесь мы не используем активное моделирование, ограничиваясь рассматриванием.

Материал: Цветущий (жёлтый) и отцветающий (белый) одуванчики, лупа (для рассматривания).


Порядок работы:
*Рассматривание цветущего и отцветающего одуванчиков.
*Игра "Чем похожи, чем отличаются". "Где встречаются одуванчики?" Кто их посеял на газоне?"

Постановка проблемы:
Одуванчик - дикорастущий цветок, его никто специально не будет сеять. Как же ему размножаться? Что придумала природа?

Рассматривание отцветающего цветка через лупу.
* Из чего состоит его беленькое платьице? На что похожи эти пушинки?


Противоречие1.: чтобы посеяться повсюду семена должны быть разнесены на большое расстояние от "родного цветочка", и они не могут быть разнесены, потому что их никто не разносит.

ИКР: семена сами разлетаются.
Ресурс
- ветер

Противоречие2.: Чтоб разлетаться во все стороны, семена должны быть очень лёгкими, послушными дуновению ветра. И семена сами по себе не могут быть такими, потому что внутри каждого семечка "новая жизнь".
Ресурс - пушинка, "парашютик".


Сайт управляется системой uCoz