jlproj.org

volga-triz.ru



19.05.2024, 09:57
JLP: внешний портал

"Научить человека чему-нибудь можно только тогда, когда личность учащегося священна"
(Б. Шоу)
middle
Меню сайта Вы вошли как Гость · Группа: " Гости"
Инструкция по заполнению сайта (ppt) /  Для печати(pdf)
Картотеки


Форма входа




Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » Картотеки » Наглядные задачи для малышей

1. Для моделирования в процессе решения задачи о Кубике нужен бесцветный (однотонный) кубик (деревянный или картонный), и квадраты цветной бумаги, совпадающие по формату с гранью кубика. Число цветов равно количеству граней: 6. Цветные квадраты выкладываются в виде ряда (порядок цветов не имеет значения).

2. Для моделирования ипользуется материал из предыдущей задачи, но число цветов увеличивается до 7-8.

          Задача1.  Кубик отправился гулять по цветной дорожке и захотел стать таким же разноцветным.

Противоречие: Кубик должен использовать все цвета, потому что не может выбрать, какой лучше. И не может использовать все цвета, потому что цветов много, а кубик один.
Решение - каждая грань - своего цвета.




Задача 2. Кубик снова отправился гулять по цветной дорожке и захотел стать таким же разноцветным.

Противоречие: кубик должен использовать все цвета, потому что не может выбрать, какой лучше. И не может использовать все цвета, потому что цветов много, а кубик один. Применить решение предыдущей задачи не получается - на этот раз цветов больше, чем граней куба.

Решение - сочетание нескольких цветов на одной грани.



Добавил: Корзун А.В. (anna)

Перед работой с задачей следует выяснить, понимают ли дети, кто такой гном, полезно поиграть в настольно-печатные игры, в которых надо сложить разрезные картинки или сочетать несколько разных цветов в одном объекте, уточнить представления в рамках понятий "части" и "целое", показать разницу: "половинки", которых всегда 2, и "кусочки", их может быть много.
Однажды гномик Вася отправился кататься на яхте. День был солнечный, Вася оделся в белый атласный костюм, обул белые ботиночки, а на голову надел белую панамку. Проплывая мимо селения, Вася увидал на берегу своих друзей. Но сколько он ни махал им ручками, Васю на фоне белого паруса так и не заметили. В следующий раз Вася решил надеть тёмный костюм, но в этот день погода испортилась, небо заволокли тучи. На их фоне Васю снова не было видно. Сел тогда Вася и задумался: как ему быть?

          Противоречие: костюм должен быть белым, чтоб гном был виден пасмурный день, и должен быть чёрным, чтоб гном стал заметней в солнечный день.

           Решение: сочетание значений признака в пространстве на макроуровне (часть белая, часть чёрная, штаны одного цвета, а рубашка второго). Или на микроуровне: костюм одного цвета, в рисунок на нём второго, белая клатка на чёрном фоне, полоска, накладные карманы или воротник другого цвета, тельняшка...



Задачи для малышей предполагают активное моделирование, в основе которого лежат механизмы наглядно-действенного мышления.

Слон строит мост через речку, которая протекает рядом с домом.
Высокие берега речки моделируются с помощью строительного материала (глубина речки предполагается больше роста слона, чтоб исключить соблазн предложить слону переходить речку в брод). Ресурсы для сооружения моста строго ограничены – 2 узкие дощечки (обязательное условие – общая ширина досок для моста должна быть меньше ширины ног Слона)

Противоречие 1: мост должен быть из узких дощечек, потому что нет других, и не должен быть узким, потому что слон не сможет по нему ходить.

Противоречие 2: мост должен быть под ногами у слона, чтоб он не упал, и не может быть у него под ногами, потому что даже уложенные рядом, дощечки дают ширину меньше, чем ноги слона. Манипуляция с игрушкой и дощечками «подсказывает» решение – раздвинуть дощечки, чтоб они были под ногами у слона. Тем самым мост станет нужной ширины.

Добавил: Корзун А.В. (anna)

Моделирование обеспечивается теми же материалами, что и в задаче "Мост для Слона-1".
Перед работой полезно вспомнить, какую проблему помогали решать слону и как это сделали. Повторить решённые противоречия.

При решении задачи взрослый имитирует сооружением движение парохода.

Дети сами моделируют результаты решения предыдущей задачи. и только после того, как вспомнят уже решённую проблему, предлагается данная задача.







По речке начали плавать пароходы; мост мешает им проплывать.
Моделирование: из конструктора собирается модель парохода (непременно выше моста), проигрывается ситуация – пароход подплыл и не может из-за моста двигаться дальше. На желание убрать мост накладывается ограничение - нельзя.











Противоречие 1: чтобы слон мог ходить мост должен быть над рекой, и чтоб пароход мог проплыть, моста быть не должно.


Противоречие 2: мост нужен, когда идёт слон и не нужен, когда плывёт пароход.

Манипуляция с игрушкой и дощечками «подсказывает» решение – поднимать дощечки в момент проплывания парохода. Иными словами – идея разводного моста. 



Добавил: Корзун А.В. (anna)

Моделирование ситуации осуществляется теми же средствами, что и в предыдущих задачах про Слона: так же игрушка "Слон" и крупный лего или любой строительный материал.


Слону нужно построить очередной мост для переправы через реку.
На этот раз - длины имеющихся досок
не хватает на ширину реки.
Но посреди реки есть небольшой островок.


Противоречие:
Мост должен быть длинным, равным по длине ширине реки, чтоб соединял оба берега.
Но он не может быть нужной длины, потому что длина ограничена размером имеющихся досок, а  они, доски, короткие.

Решение: разнесение значения признака "длина" в подсистеме: каждая часть (от берега до острова) короткая. А вместе они образуют мост требуемой длины. Речка преодолевается в 2 этапа.

Добавил: Корзун А.В. (anna)

Моделирование осуществляется  с помощью игрушки "слон", строительного материала и картонных или деревянных пластин. Из пластины будем делать пол для дома. Понадобится также 1-2 игрушечные машинки.
 
Слон строит себе дом. Но под строительство ему выделили место у самой дороги - по узкой полоске на обочине.


Противоречие1: если построить дом на узкой полоске земли, соответственно размеру слона, то дом закроет проезд машинам по дороге.

Противоречие2: Дом должен быть широким, потому что Слон толстенький. И дом должен быть узким, потому что места мало.

Решение: разнесение значений признака в пространстве, дом следует поднять на сваях - фундамент будет узким, а комната широкой.


Добавил: Корзун А.В. (anna)

Эту задачу желательно решать после задачи о том, как Слон строил себе дом.
Материалы для моделирования - прежние.

Слон купил себе на обед целую тележку овощей.
И не может вкатить её на крыльцо дома. Уж очень
крутые ступеньки.

Для моделирования решения достаточно построить крылечко.

Противоречие: поверхность входа на крыльцо должна быть ровная, и подниматься от земли до дверей, чтоб по ней свободно вкатывалась тележка. И она не может быть ровной, т.к слону нужны ступени, чтобы подниматься к дверям.


Решение: из двух досок сооружается наклонный пандус. Для удобства можно доски положить с интервалом, по которому можно идти по ступеням за тележкой.




Добавил: Корзун А.В. (anna)

Постановку  исследовательской задачи лучше проводить после предварительного рассматривания картинок со сказочными избушками, сравнения реальных строений. Особое внимание обратить на то, что в большинстве случаев здания, воздвигнутые людьми, имеют покатые крыши в 2 или 4 ската.
Исследовательская задача может быть решена переформулированием её в изобретательскую.Т.е. придание условию такой формы, в которой спрашивается не "почему?", а " Как сделать, чтобы".

Полезно поиграть в настолько-печатную игру "Чей домик"(подбор картинок в соотношении: "животное - жилище". Выделить в конце игры в отдельную группу картинки с теми сооружениями, которые человек сделал для представителей животного мира (скворечник, улей, собачья конура...) Обратить внимание на внешний вид этих сооружений, на общий признак - они все напоминают традиционную избушку.
Поставить вопрос - почему человек делает для животных домики как себе? Почему люди делают крыши куполообразные или 2-4-скатные?

Материал для моделирования: крупный Лего или строительный материал средних размеров, лист картона (для крыши), картон следует предварительно согнуть попалам.

Порядок работы:
 1. Беседа перед постановкой задачи.
*.
Зачем в домиках крыша?
*.Что случится, если зимой будет сильный снегопад?А в проливной дождь осенью?
2. Моделирование - сооружение стен импровизированного дома, плоской крыши из листа картона. Моделирование последствий сильного снегопада (можно просто положить ладошки в центр крыши).
*Что можно сделать, чтоб крыша не провалилась?
3. Постановка проблемы:
чтобы крыша не провалилась под тяжестью снега, её надо от снега чистить. Но всё время лазить на крышу нельзя, это опасно.



Противоречие: Если каждый день лазить на крышу, чтобы очистить её от снега, то(+) крыша не провалится, но (-) можно сорваться и разбиться. Если  на крышу не лазить, то (+) не сорвёшься, но (-) снег будет накапливаться, и крыша может провалиться.

ИКР: снег
САМ сползает с крыши.

Решение: чтобы снег сам сползал, надо, чтобы крыша по форме напоминала горку.





Задача решается в то время, когда появляется возможность рассмотреть как цветущие, так и отцветающие одуванчики (Конец мая - июнь).

Предварительно полезно рассмотреть цветущие и отцветающие одуванчики на газоне, пронаблюдать процесс "самопосеяния" от дуновения ветра, разучить стихотворение Е. Серовой "Одуванчик".

 В отличие от предыдущих задач данной картотеки здесь мы не используем активное моделирование, ограничиваясь рассматриванием.

Материал: Цветущий (жёлтый) и отцветающий (белый) одуванчики, лупа (для рассматривания).


Порядок работы:
*Рассматривание цветущего и отцветающего одуванчиков.
*Игра "Чем похожи, чем отличаются". "Где встречаются одуванчики?" Кто их посеял на газоне?"

Постановка проблемы:
Одуванчик - дикорастущий цветок, его никто специально не будет сеять. Как же ему размножаться? Что придумала природа?

Рассматривание отцветающего цветка через лупу.
* Из чего состоит его беленькое платьице? На что похожи эти пушинки?


Противоречие1.: чтобы посеяться повсюду семена должны быть разнесены на большое расстояние от "родного цветочка", и они не могут быть разнесены, потому что их никто не разносит.

ИКР: семена сами разлетаются.
Ресурс
- ветер

Противоречие2.: Чтоб разлетаться во все стороны, семена должны быть очень лёгкими, послушными дуновению ветра. И семена сами по себе не могут быть такими, потому что внутри каждого семечка "новая жизнь".
Ресурс - пушинка, "парашютик".


Сайт управляется системой uCoz