Чем бы с детьми ни заниматься - главное, заниматься", -
говорит мой приятель Сережа Никитин, счастливый отец пяти дочек и
отличный педагог. По большому счету он прав. Главные наши семейные (да
и школьные) беды - не оттого, что мы не знаем педагогики и не умеем
правильно развивать детей, а оттого, что мы с ними вообще мало
общаемся.
Независимо от того, ходите ли Вы с детьми пешком, пользуетесь общественным
транспортом или предпочитаете возить семью на машине, дорога зачастую
занимает у нас немало времени. Логично использовать его для полезного
общения. Например, поиграть в игры. Подойдут хорошо известные старые
игры, немножко измененные под наши цели
Следующая игра позволит потренировать ребенка в очень важной
мыслительной операции - сравнении. Игра на сравнение существует много,
с разными сюжетами. Мы предлагаем сюжет, который позволяет
задействовать в игре объекты, встреченные по дороге. Суть игры заключается в том, чтобы собрать для объекта, выбранного
королем, свиту из других объектов. Объект попадает в свиту, если он хоть
чем-нибудь похож на "короля".
"Тонкая, а не березка, тает, а не снег, капает, а не дождь, греет, а не солнце" (свечка). Опыт показывает, что научить детей делать такие загадки легко, к обоюдному удовольствию и с большой пользой для развития ребенка. Вообще-то существует целая программа построенная на загадках - "Страна Загадок", с ней можно ознакомиться по адресу http://www.trizminsk.org/e/23105.htm Но между делом можно научить ребенка загадывать загадки с помощью двух вопросов: КАКОЕ? (ЧТО ТАКОЕ ЖЕ?)
>Веревочка связывает что-то с чем-то. Мы тоже будем связывать между собой объекты окружающего мира. Эту игру придумала ТРИЗ-педагог Ингрида Мурашковска для решения задач развития речи. Больше десяти лет назад она описала игру в книжке "Картинка без запинки". Наше здесь только условное название и рассказ о том, как можно играть между делом.
Когда-то давно мы с учениками-шестилетками придумали забавные рисуночные загадки: нора в лисе (лиса в норе), девочка на бантике (бантик на девочке) и т.д. Потом выяснилось, что можно придумывать "наоборотные" загадки. "Черный, горячий, летом поднимается в небо" - это наоборотная загадка про снег. Разгадывая такую загадку, нужно сделать в уме, как минимум, два шага: сперва развернуть признаки "задом наперед" (заменить "черный" - на "белый", "горячий" - на "холодный", "летом" - на "зимой"..., а потом найти объект, подходящий под все эти "перевернутые" характеристики. Играть можно по-разному.
Есть такое упражнение в курсе Развития творческого воображения для
изобретателей (кажется, ее придумали Б.Л. Злотин и С.С. Литвин). Она
заключается в том, чтобы "вычесть" мысленно какой-нибудь объект (или
свойство) и представить, как в этом случае будет выглядеть мир. Например, что изменится, если все дома буду без окон, как этот, на фотографии. Такой вот вопрос. А мы
превратим его в игру.
Эту игру придумал тризовец Григорий Френклах для своего маленького сына. По взрослому это звучит так: "Назови объект по функции" (лампочка - освещалка, шкаф - вещехранилка, зонтик - отдождязащищалка, и т.д.) Детям мы объясняем, что объекты (предметы) надо назвать по их работе, что в названии должно быть зашифровано - что делает этот объект для других.
Прототип этой игры - известный изобретательский вопрос: "О чем Вы думаете, глядя на кирпич?" Автору уже трудно представить, о чем думают, глядя на кирпич, "нормальные" люди. А вот изобретатели - те придумывают разнообразные способы применения кирпича. И не только кирпича.
>Эту игру придумала и описала (http://www.trizminsk.org/e/23206.htm) ТРИЗ-педагог И.Н. Мурашковска. В некотором смысле эта игра - противоположность предыдущей. Там мы искали вещам новое применение, а здесь, наоборот, будем искать предметы, с помощью которых можно выполнить какую-либо функцию (работу).