Сколько раз за последнее время Вам приходилось осваивать новую технику? А новые компьютерные средства?
Как часто люди, с которыми приходится общаться, кажутся Вам странными, а их поведение - непредсказуемым?
Сколько раз в жизни пришлось менять работу и переучиваться "на ходу"? А сколько
раз приходилось отказываться от новых возможностей, потому что
переучиваться, казалось, уже поздно?
Видеть, замечать проблемы и хотеть и решить - первое, чему необходимо научить ребенка. На взгляд автора, это даже важнее, чем собственно умение решать проблемы. Второму мы умеем более ни менее стабильно учить. А вот первое в очень большой степени зависит от окружения, то есть непосредственно от вас, уважаемые родители.
Представим, что Вы добились успеха, реализуя рекомендации нашего
прошлого занятия. Ваш ребенок с энтузиазмом берется улучшать окружающий
мир. Он увлечен своими идеями, порой не обращая внимания на "минусы",
которыми сопровождаются его изобретения. Ваша квартира имеет весьма
подозрительный вид. У подоконника высится странная конструкция из
табуреток (на нее, по мнению юного изобретателя, удобно влезать, чтобы
поливать цветы), на ручку чайника туго намотано полотенце (чтобы
никогда больше не было горячо), а на столе красуется горка новеньких
лампочек (в случае, если настольная лампа перегорит, можно заменить ее,
не отвлекаясь от дела). Вы с тоской озираете плоды конструкторской
мысли своего чада и ждете следующих новаций. Что дальше?
В прошлом выпуске я поступила не слишком гуманно, оставив читателя наедине с целой горой "минусов". Честно говоря, я надеюсь, что мой продвинутый читатель без посторонней помощи найдет способы разобраться с несложными ситуациями, которые порождают бытовые противоречия. А пока Вы ищите свои пути, обсудим очень важный вопрос, без которого мы просто не сможем двигаться дальше: как люди поступают в ситуации противоречия? По мнению ТРИЗ-исследователя Ю.С. Мурашковского, есть три способа обращения с противоречием.
Способ 1-й, экстремистский. В пределе звучит примерно так: "А ЧИХАЛИ МЫ НА ЭТОТ МИНУС! А не будем мы обращать на него внимание, будем игнорировать. Наше дело - добиваться плюса, а уж какой ценой - второй вопрос. Ну и что, что мама обидится, папа рассердится... Забудем. Один раз живем". Экстремистский способ обращения с противоречиями - очень распространенный вариант. Дети, как правило, идут именно этим путем.
В прошлый раз мы говорили о том, что ситуация выбора всегда связана с противоречием. Удобнее всего это противоречие формулировать в виде "Если ..., то (+), но (-)". Если противоречие игнорируют, то есть пытаются добиться "плюса", не обращая внимания на растущий "минус", оно в конце концов может попросту разрушить систему. Более распространенный способ обращения с противоречиями называют компромиссным. В народе он известен под именем "золотой середины". Этот способ используют разумные учителя и родители, когда требуется надавить на ребенка, принудить его к чему-то.
Итак, "экстремисты" стремятся к своим "плюсам", не обращая внимания на растущие вместе с ними "минусы"; люди, склонные к компромиссам, ищут "золотую середину" - уменьшают плюс ради того, чтобы уменьшить "минус". Изобретатели поступают идеально: стараются найти такое решения, чтобы "плюс" остался в полном объеме, а "минус" - исчез совсем. Звучит, на первый взгляд, не очень реалистично? Это только на первый взгляд. На самом деле, получить такие решения не только возможно, но порой даже не особенно сложно.
Если вы всерьез решили научить ребенка справляться с проблемами, Вы, вероятно уже не единожды сами подумали над противоречием "Если..., то (+), но (-)". И все-таки, прежде, чем двигаться дальше, заведите привычку обсуждать с ребенком проблемы, пользуясь этой схемой, и искать изобретательские решения: сохранять "плюсы", убирая "минусы". Во многих случаях это довольно просто. Ребенок хочет идти на улицу легко одетым, а Вы опасаетесь за его здоровье. Попробуем разобраться с противоречием. Во-первых, стоит узнать, почему он хочет сделать так. Постарайтесь добиться внятного ответа. Если его нет - можно предложить подсказку.
Вот такое драматичное название у нашего сегодняшнего занятия. Если
"хочу исправить - и могу!" указывает на трудность, с которой мы умеем
справиться, то в данном случае имеет место настоящая проблема. У этой
проблемы много лиц: "ХОЧУ - НЕ МОГУ!", "ХОЧУ - ОПАСНО!", "ХОЧУ -
НЕЛЬЗЯ!" - все это варианты формулирования проблемных ситуаций,
требующих разрешения. Попробуем сделать два шага: найти проблемную
ситуацию и попытаться нащупать, в какой стороне лежит ее решение.
Обратите внимание: здесь тоже все начинается с нашего "ХОЧУ"
орошо - плохо" - одна из самых "древних" тризовских игр. Сегодня уже трудно сказать, кто ее придумал. В том или ином виде эта игра встречается у зарубежных педагогов, авторов собственных концепций, например, у де Боно и Липмана. Умение находить "плюсы" и "минусы" в любом объекте, в любой ситуации, само по себе очень полезно. Попробуйте найти хорошее в том, что издавна кажется Вам абсолютно скверным или, наоборот, обнаружить плохое в прекрасном и замечательном - и Ваш взгляд на мир расширится вдвое! Но в данный момент мы с Вами заняты поиском проблем, и для нас наиболее полезной будет игра в следующем варианте: Упражнение 5. ОНО ТАКОЕ - это и хорошо, и плохо.
Еще один способ "поймать" проблему выглядит более радикально. Он заключается в том, чтобы совместить в одном объекте два противоположных свойства: потребовать, чтобы он - один и тот же - был большим - и вместе с тем маленьким, прозрачным и матовым, слошным и дырявым, твердым и мягким... список можно продолжить.